Новое на портале

Посетители портала:

Всего просмотров страниц: 807462

из них:

269 за сегодня.

Всего на сайте побывало 109433 посетителей. 85 из них посетили сайт сегодня.

Посетителей в онлайн: 0

Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края

     Базовым элементом информационной основы деятельности по формированию государственной системы учета и социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала на федеральном и региональном уровне, системы управления качеством окружающей среды путем выработки и принятия эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, является комплексный экологический мониторинг.
     Реализация предусмотренных федеральным законодательством (статья 6 закона «Об охране окружающей среды») полномочий участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в осуществлении государственного экологического мониторинга, с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды, началась с принятия Законодательным Собранием Краснодарского края решения о включении в «Программу экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы» мероприятия «Разработка и реализация проекта «Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края» (СГЭМ).
     В рамках работ по выполнению  данного программного мероприятия в 2005 году была разработана Концепция СГЭМ Краснодарского края.
     В 2007 году, на основе  Концепции, был подготовлен и утвержден в установленном порядке проект СГЭМ Краснодарского края,  который сразу после принятия 7 декабря 2010 года закона Краснодарского края № 2124-КЗ «Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края» был доработан.
     В 2010 году были утверждены объемы  финансирования работ, направленных на реализацию проекта краевой системы государственного экологического мониторинга, и в этом же году были начаты работы по формированию и обеспечению функционирования данной системы.
     Разработанная в 2005 г. Концепция системы экологического мониторинга края определила концептуальные основы и основополагающие принципы для создания системы экологического мониторинга на территории Краснодарского края, организационные и функциональные основы ее функционирования. В соответствии с проблемной ориентацией Концепции, данная система призвана не только информировать об экологической ситуации на территории края, но и решать назревшие экологические проблемы, выявленные ранее по результатам имеющейся информации и экспертных оценок. Поэтому проект СГЭМ ориентирован не только на информационное обеспечение самой системы, но и на выработку эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В проекте краевой СГЭМ предложен метод интерпретации данных экологического мониторинга, позволяющий оценить экологическую ситуацию на территории каждого муниципального образования края (района, города), а также ситуацию в целом по Краснодарскому краю. При этом сравнительная оценка экологического состояния территорий по отдельным параметрам, так же, как и ранжирование, позволяют выявить территории, характеризующиеся разной степенью остроты отдельных экологических проблем, а также общей экологической ситуации.
     В соответствии с Концепцией системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края, основой при разработке и функционировании СГЭМ является проблемный принцип. Выявленные в результате экспертных оценок проблемы являются отправной точкой, определяющей перечень объектов мониторинга, контролируемых ингредиентов, методов их обработки и представления результатов для принятия управленческих решений, корректировки существующих природоохранных программ. В связи с этим определены основные принципы проектирования и создания СГЭМ:
          • принцип проблемной организации противоположен идее тотального мониторинга и снимает синдром «избытка данных – недостатка информации». Программа исследований и наблюдений разворачивается только под определенную экологическую проблему и обеспечивает получение достаточной для ее решения информации и достоверной оценки ее состояния с использованием индикаторов. СГЭМ состоит из пакета таких проблемно организованных программ;
          • принцип открытости системы для развития оставляет возможность для постановки, в рамках СГЭМ, новых проблем и развертывания новых программ, что обуславливает необходимость открытости системы для развития. Одни проблемы заменяются или дополняются другими, система все время изменяется;
          • принцип открытости информации, получаемой и обрабатываемой в результате функционирования СГЭМ, для пользователей. Результаты экологических исследований и наблюдений в различной форме доступны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, специализированных организаций, предпринимателей, политиков и широкой общественности. При этом исходят из того, что различные группы пользователей имеют различные права доступа к информации;
          • принцип оперативности в переработке и выдаче информации, нацеленной на принятие оптимальных решений в критических ситуациях;
          • принцип обратной связи предусматривает, в рамках управленческого мониторинга, отслеживание действующих природоохранных программ, последствий и вторичных эффектов принятых решений, направленных на  разработку и выполнение природоохранных мероприятий.
     На основании полученных результатов программа мониторинга корректируется или ставятся другие задачи. Так реализуется функция управления СГЭМ.
     Цель разработки СГЭМ – получение наиболее полной информации о состоянии и причинах загрязнения окружающей среды в крае, а также информационное обеспечение системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью с целью улучшения экологической ситуации на территории края.
     Основными задачами при разработке проекта СГЭМ и его реализации являлись:
     * определение приоритетных экологических проблем, требующих решения;
     * определение и обоснование индикаторов обобщенной оценки экологической ситуации и характеристики состояния выявленных проблем, выявление информационных потребностей для расчета;
     * разработка программы экологического мониторинга для решения выявленных экологических проблем и получения обобщенной оценки экологического состояния Краснодарского края;
     * реализация программы экологического мониторинга, расчет и анализ выдвинутых индикаторов обобщенной оценки экологической ситуации;
     * разработка, принятие и реализация управленческих решений на основе выполненных расчетов и анализа;
     * оценка эффективности мероприятий по снижению экологической напряженности в рамках поставленной проблемы;
     * справочно-информационное обеспечение органов власти, хозяйствующих субъектов и населения о состоянии окружающей среды, опасных природных процессах и явлениях;
     * обеспечение развития научных исследований по важнейшим проблемам экологического мониторинга;
     * разработка программ межрегионального и международного сотрудничества в области экологического мониторинга.

           На рисунке 1 представлена принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края.

Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края.png

Рис.1.  Принципиальная схема системы государственного экологического                
                          мониторинга Краснодарского края
     Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края позволяет:
     * оценить показатели состояния окружающей природной среды и их соответствие существующим нормативам и критериям;
     * дать обобщенную оценку экологического состояния Краснодарского края и административных единиц на основе системы индикаторов обобщенной оценки экологического состояния;
     * выявить территории, характеризующиеся негативным экологическим состоянием по значениям индикаторов, проанализировать и оценить причины сложившейся экологической ситуации;
     * разработать управленческие природоохранные решения, направленные  на  устранение причин неблагоприятной экологической обстановки, на стабилизацию и улучшение экологической ситуации;
     * определить превентивные меры по предотвращению возникновения  негативных экологических ситуаций еще до того, как будет нанесен прогнозируемый ущерб.
          
     Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края представляет собой трехуровневую систему.
      Первый уровень – уровень управления системой образуют администрация края и департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, осуществляющие управление СГЭМ.
     Второй уровень – государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Специализированный информационно-технический центр экологического контроля», осуществляющее сбор, хранение, обработку и предоставление данных экологического мониторинга, разработку управленческих решений, прогноз экологической ситуации на основе данных, поступающих из разных источников, передачу информации по результатам своей деятельности органам исполнительной власти, заинтересованным организациям и общественности.
     Третий уровень – источники информации, включая специализированные организации в области экологического мониторинга, научные и иные организации, предоставляющие необходимую информацию по соглашению или на договорной основе, муниципальные системы экологического мониторинга.
           
              На рисунке 2. представлена организационная структура системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края.

Организационная структура системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края.png

     Рис. 2. Организационная структура системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края
    
         => - управляющее воздействие;
         --> - информационные потоки
1 - положение о специально уполномоченном органе исполнительной власти Краснодарского края в области экологического мониторинга;
2 - договоры со специализированными организациями в области экологического мониторинга о предоставлении информации;
3 - представление в органы исполнительной власти Краснодарского края сведений об использовании информации экологического мониторинга при разработке программ социально-экономического развития;
4 - программа ведения экологического мониторинга на следующий год. Отчет о результатах проведения экологического мониторинга за прошедший год;
5 - данные экологического мониторинга от источников информации;
7, 8 - результат обработки данных экологического мониторинга (отчеты,  картограммы и т.д.);
     Для осуществления экологического мониторинга предусматривается  тесное взаимодействие между всеми уровнями системы.
     Для автоматизации процесса сбора информации от различных организаций, хранения всей информации в базе данных, обеспечения быстрого и удобного доступа к информации, предоставления информации в виде наглядных отчетов, содержащих табличные и графические данные, разработана информационно-аналитическая система экологического мониторинга (ИАСЭМ).


Возврат к списку